100 лет конструкторскому бюро «Туполев»

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября1888[1] — 23 декабря1972) — советскийучёный и авиаконструкторгенерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и её экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолётостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал перспективное направление развития мирового самолётостроения. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолётов как военного, так и гражданского назначения. На самолётах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолёт Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолётов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолёты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии[17].

Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолётов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолётов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолётов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолёты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Благодаря Туполеву спроектировано более 100 типов самолётов, 70 из которых были поставлены на серийное производство. Самолёты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран[18].